№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Задержка речевого развития |
1 |
Темп овладения речью |
Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи |
Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность |
2 |
Спонтанное усвоение языка |
Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями |
Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка |
3 |
Импрессивная речь |
Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) |
Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов |
4 |
Экспрессивная речь |
• нарушена программа высказывания,
• стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),
• аграмматизм,
• с накоплением словаря усиливается аграмматизм |
• есть программа речевого высказывания,
• отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм |
5 |
Особенности динамики в коррекционной работе |
• не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;
• возможны остаточные явления в школьном возрасте |
• способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями,
• речевую недостаточность преодолевают спонтанно,
• коррекция направлена на звуковую сторону речи,
• к школе преодолевают речевую недостаточность |
6 |
Анатомо-физиологические особенности |
Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер |
Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются |
7 |
Особенности психической деятельности |
Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма |
Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |