| № |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Аутизм |
| 1 |
По определению |
Речевая патология |
Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром |
| 2 |
Раннее развитие речи |
Речь развивается неполноценно |
Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников
При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне |
| 3 |
Реакция на обращенную речь |
Сохранная постоянная реакция на речь окружающих |
Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен |
| 4 |
Психопатологические симптомы |
Отсутствуют |
Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции |
| 5 |
Особенности психического развития |
Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие |
Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов |
| 6 |
Экспрессивная речь |
Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки |
Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке |
| 7 |
Мимико-жестовая речь |
Активно используют в общении |
Не использует жесты и мимику (распад) |
| 8 |
Эхолалия |
Не отмечается |
Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии |
| 9 |
Просодика |
Не нарушена |
Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса |
| 10 |
Общение |
Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) |
Отказ от общения |
| 11 |
Эмоционально-волевая сфера |
Адекватность эмоций |
Неадекватность эмоциональных реакций |
| 12 |
Моторика |
Относительно сохранная (исключения) |
Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул. |