Использование авторского полифункционального пособия «Волшебный белый цветок» на занятиях учителя-логопеда
Материал дидактической игры для открытого интегрированного занятия «Звук Ж» с детьми 6-го г.ж. с диагнозом ОНР III уровня (ММД)
Цель: автоматизация произношения звука Ж изолированно, в слогах, в словах и в связной фразовой речи
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать правильное произношение звука Ж в разных видах речевой деятельности.
- Вырабатывать навык самоконтроля правильного произношения звука Ж на фонетическом и фонологическом уровнях.
- Формировать, развивать и корригировать фонематические процессы.
- Развивать и корригировать функционирование сенсорных каналов восприятия, психических процессов.
- Формировать речевое дыхание.
- Развивать оптико-пространственные процессы.
Образовательные:
- Уточнять, расширять, систематизировать словарь детей по темам «Животные», «Насекомые», «Цветы», формировать представления о частях речи.
- Знакомить с понятиями звук Ж и буква Ж (графический образ звука).
- Учить различать гласные и согласные звуки русского языка.
- Корригировать и развивать связную устную речь в разных видах речевой деятельности, упражняя в ответах однословными и полными предложениями.
Воспитательные:
- Воспитывать активность, любознательность, интерес к занятиям.
- Воспитывать личностные эмоционально-волевые и нравственные качества, самостоятельность, усидчивость, стремление к обогащению новыми знаниями.
- Воспитывать эстетические чувства от созерцания окружающего мира.
Здоровьесберегающие:
- Планировать объём излагаемого материала согласно возрасту и состоянию здоровья детей с нарушениями ОДА и речевой сферы.
- Контролировать правильную осанку детей в процессе игры.
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- Соблюдать режим охраны сенсорных каналов восприятия.
Логопед рассказывает и объясняет.
- Жук ждёт вас, чтобы вы помогли ему выполнить задания божьей коровки, которая изучает азбуку и рассыпала предметные картинки под верхним рядом лепестков волшебного белого цветка.
-Если лепестки цветка белые, как снег, то как его можно назвать? (белоснежные)
- Где находится звук [ж] в этом слове?
Логопед объясняет, предлагает, даёт инструкции, показывает.
Задание 1:
- Возьмите цветок в руки и, поворачивая цветок и выдыхая на лепестки верхнего ряда, рассмотрите предметы, изображённые на картинках. Затем положите головку цветка так, чтобы животные были вверху, а остальные предметы внизу.
Задание 2:
-Запомните названия животных. С закрытыми глазами повторите.
-Исключите насекомое и определите наличие или отсутствие звука [ж] в исключённом слове.
-Среди остальных найдите то, в названии которого есть звук [ж].
-Кто остался?
Задание 3:
-Поворачивая стрелку с изображением жука, найдите место разъединения и снимите верхний ряд лепестков.
- Направьте жука к тому животному, в названии которого есть звук [ж], не обращая внимания на знаки-буквы, которые расположились рядом с животными на картинках :
Задание 4:
-определите место звука [ж] в этом слове
Задание 5:
-Переверните головку цветка так, чтобы предметы были вверху, а животные внизу.
-Поверните цветок так, чтобы предметы были слева, а животные справа.
Задание 6:
-Сосчитайте и запомните предметы.
-Каких предметов больше: тех, которые расположены вверху или внизу, слева или справа?
Задание 7:
-Направьте жука к тому предмету, в названии которого есть звук [ж], не обращайте внимание на знаки-буквы, которые расположились рядом с предметами на картинках.
Задание 8:
-Определите место звука [ж] в этом слове.
- Есть ли в русском языке слова, где бы звук [ж] произносился в самом конце слова? (нет)
Задание 9:
- Назовите по порядку все звуки в слове [ жук ]: [ж], [у] ,[к].
-Сколько их всего?
- Назовите гласные звуки в этом слове.
- Назовите согласные звуки в слове.
- Где стоит звук [ ж] ?
Логопед спрашивает и демонстрирует оральный образ звука [ж ].
- Помните ли вы все гласные звуки русского языка? (а, у, о, и, ы, э)
- Я беззвучно буду их произносить, а вы догадаетесь, какой гласный звук я задумала.
-Пропойте поочерёдно гласные звуки, соединяя одноименные пальцы: а, о, и у, ы, э (фонетическое упражнение с пальчиковой гимнастикой).
-Получилась капля росы, которая утром умывает головку цветка.
-Встряхните кисти рук!
Задание 10.
-Давайте стрелку с изображением жука превратим в квадратную картинку и соберём любимую букву жука, добавив две части. (Ж)
Демонстрация логопедом частей собственного тела и их соотнесение с частями цветка
Сейчас мы с вами превратимся в цветы: голова человека – головка цветка, туловище и ноги – стебель, руки – листья, ступни – корень, язык – середина цветка.
|