Ви увійшли якГость
Група "Гости"
Вітаю Вас
Гость
RSS
Вихід
 
 
Каталог статей »
Меню сайту


Вхід на сайт


Знайти:
для вчителів, педагогів, студентів [24] Різні статті [2] для батьків [22]


Порадити друзям


МИ НА Facebook


Моя кнопка



Лічильник
Яндекс.Метрика Flag Counter


Online uCoz


Головна » Статті » Консультації, статті » для вчителів, педагогів, студентів

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда дошкольного логопункта.

         Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда дошкольного логопункта.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Своевременное  и  полноценное  формирование  речи  в  дошкольном  детстве  –  одно  из  основных  условий  нормального  развития  ребенка  и,  в  дальнейшем,  его  успешного  обучения  в  школе.  Любые  задержки  и  нарушения  в  развитии  речи  ребенка  отражаются  на  формировании  его  личности  и  поведения, определяя его будущее.
В последнее время, наряду с логопедическими группами, в детских дошкольных учреждениях, открывают логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

Преимущество логопедический пункта в том, что он охватывает большее количество детей с нарушениями речи, однако такая организация работы имеет свои особенности: разнообразие речевых расстройств вынуждает логопеда проводить занятия в индивидуальной или индивидуально-подгрупповой форме. Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и несформированность произвольного внимания дошкольников, обусловило применение  ИКТ в процессе коррекции речи на дошкольном логопункте. Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим,  использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

Возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

После зачисления на логопункт, ребенок с нарушением речи проходит детальное логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза. Процедура достаточно длительная и не всегда интересная.

 · Обследование звукопроизношения (исследуемый звук должен находиться в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным);

· Обследование проверяемых звуков во фразовой речи;

· Обследование произношения слов сложной слоговой структуры;

· Обследование фонематического восприятия (определение местоположения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и т.п.);

· Обследование грамматического строя речи (согласование слов в словосочетаниях и предложениях, понимание рода, числа и падежа, употребление предлогов и т.п.);

· Обследование состояния словарного запаса у ребенка и т.д.

Каждое направление логопедического обследования невозможно, да и не нужно заменять компьютерными играми, а вот некоторые задания можно разнообразить с помощью ИКТ. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных  изображений.  На этом  этапе я применяю презентации – картинки на все группы звуков, презентации «Звуковое лото» и компьютерные программы «Учимся говорить правильно» и «Игры для Тигры» на определение сформированности  фонематических процессов.

Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи, может продолжаться достаточно долго. Это объясняется необходимостью прочного закрепления нужного двигательного навыка. Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик  со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес  и работоспособность ребенка, в этот «технический» период  работы над звуком. Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями я использую сказки о «Путешествиях Веселого язычка», а также артикуляционные сказки с игровыми мультипликационными персонажами. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране компьютера, ребенок проявляет заинтересованность в многократном повторении упражнений. Ребенок становится активным участником коррекционного процесса, осознанно включается в работу по развитию речевых навыков, в полном объеме выполняет упражнения, что способствует более успешному овладению ими необходимыми артикуляторными навыками.

И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий.  Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку – дошкольнику, а динамические профили артикуляции (компьютерная программа «Игры для Тигры»), где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции коррегируемого звука.

Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.  Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук.  Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», а так же авторские игры – презентации, предотвращают утомление, поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

 На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков: «Море игр», «Подводный мир», «Невероятное приключение», «Смешарики» и т. д.   Основой любой мультимедийной презентации является сюжетная линия: это может быть поиск клада, спасение главного героя, увлекательное путешествие или наведение порядка в детской комнате, т.е. имеется мотивационная составляющая и определен конечный результат предстоящей работы. При этом необходимо выполнить интересные задания обучающего характера, а в награду получить похвалу, приз или различные неожиданные спецэффекты (звезды, салют, надпись «Молодец»…), которые очень нравятся детям. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и эмоциональным. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Компьютерные обучающие и развивающие игры  можно скачать на информационные носители, а можно играть в режиме онлайн на сайтах «Самоучка», «Логозаврия», «Портал «Солнышко», «Логоша», «Логопедия для всех» и др.

Практически любые развивающие компьютерные игры: «Бродилки», «Рисовалки», «Превращалки», «Соображалки», «Обучалки» и т.д. можно  сделать многофункциональными и трансформировать для использования в логопедической работе. На практике, можно использовать такие игры, давая ребенку речевую нагрузку: один клик «мышкой», при условии правильного повторения слога или слова.
Применяется ИКТ и в работе над овладением звуковым анализом и слоговой структурой слова.  Для решения этих задач уместно использовать компьютерную игру «Баба Яга учится читать», серию игр сайта «Самоучка», презентации, где необходимо подобрать слова к схеме

Возможно применение компьютерных технологий  и для формирования  лексико-грамматических средств языка. Презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие,  за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, делают процесс формирование  лексико-грамматических категорий более интересным и помогают добиться желаемого результата.

Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти  и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

- «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

- «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.

- «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

-  «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

Данные аудиопрограммы целесообразно использовать не только учителю – логопеду, но и воспитателям, музыкальным руководителям, физинструкторам, как полноправным участникам всестороннего коррекционного процесса в дошкольном учреждении.

В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Занятия детей на компьютере, имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики.

Отдельно нужно рассмотреть психологический аспект работы с компьютером. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется, у него появляется боязнь, того что он будет осмеян или не понят, появляется неуверенность в себе, формируется некоммуникабельность. Общение с компьютером для ребенка в некотором роде обезличено, и малыш, не испытывая боязни, учится доверять собеседнику.

Еще одно применение компьютерных технологий - это демонстрация воспитанникам видеоматериала их обследования на протяжении учебного года (от первичного до итогового этапа диагностики). В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка в начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны речи. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации. Ребёнок обратит внимание на свои ошибки, и в дальнейшем будет добиваться их устранения. Важным условием для пропаганды возможностей ИКТ, является  необходимость освещения информации о логопедических компьютерных технологиях для воспитателей и родителей, которые являясь непосредственными участниками коррекционного процесса, будут использовать их в работе с детьми – логопатами.

Дошкольный логопункт, как форма организации логопедической помощи имеет ряд особенностей: преимущественно индивидуальная форма работы, ограниченные во времени сроки коррекции и широкий спектр логопедических диагнозов. Все это определяет целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. 

Возможности компьютерных технологий неограниченны -  каждый день появляются новые игры и презентации. Они охватывают все направления работы учителя – логопеда: от диагностики до развития интонационной стороны речи. И такое разнообразие не может не радовать специалистов, ведь применение ИКТ в работе с дошкольниками, не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов коррекции речевых нарушений.

Литература:

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
 Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5.

    3.Сайты: http://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=311

   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/do...

 http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-  rabote.html         

http://festival.1september.ru/articles/605946/

   http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/prezentatsiya-informat...

   http://www.pandia.ru/text/77/158/8844.php

            

 

 

Категорія: для вчителів, педагогів, студентів | Додав: lanalis1965 (27.03.2015)
Переглядів: 2628 | Теги: ікт | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
РЕКЛАМА
Від Вас - матеріал,фотографії,побажання кольорів.
Від мене - якісний, яскравий матеріал у форматі Microsoft PowerPoint або mp4.


Сертифікат
Вартість сертифікату 20 грн.


Пошук за тегами
мовленнєвий розвиток агресивна дитина гіперактивна дитина поради батькам логопедичне заняття Диференціація С-Ш Ігри з буквами Логопедичний масаж практичний посібник Документація вчителя-логопеда бінарні заняття Професії в картинках Алалія Алалия алалія моторна Логічні ігри Навчальні посібники затримка мовного розвитку Методичні посібники Скарбничка для батьків буклети Конспекти занять для дітей Дидактичні ігри Готуємо руку до письма заняття презентації Гра Автоматизація звука Р Дислексія Посібник Мнемотаблиці Дисграфія Словесні ігри Зондовий масаж Автоматизація звука С Диференціація звуків С-Ш Абетка у віршах Автоматизація сонорних звуків алфавит Логопедичний зошит граматика ікт види переказу графічні символи буклет виховні заходи логопедична гра дидактична гра Мнемотехника відео артикуляції звуків Використання сенкану атестація педагогічних працівників графо-моторні навички логопедичні схеми-завдання Диференціація звуків р-л автоматизація звука Л граматичні категорії Автоматизація звука З автоматизація звука Ш Голосні звуки Автоматизація звуків Автоматизація звука Ж звуковий аналіз слова Автоматизація Ш диктанти Конспект заняття Антистрес звязне мовлення Конспекти занятть для дітей ігри з голосними буквами голосні букви букви й-ї вірші для масажу Су-Джок абетка-розмальовка гімнастика для очей відео-гра відеогра ЗНМ індивідуальна робота звуконаслідування аутизм Буквар викликаємо голосні звуки викликаємо звуки Оптична дисграфія інклюзія Автоматизація Р автоматизація Р -ДР-ТР- Автоматизація звука Ч ІРЦ Пори року Графомоторні навички букви и-е міжпівкульна взаємодія інклюзія в дитячому садочку біоенергопластика Презентація воркшоп свистячі звуки Артикуляційна гімнастика


Друзі сайту
Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Школьный дворик Рудаковой Лидии
Сходинки до вершин знань
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Сайт 2-Б
Спільнота освітян УМІТИ ВЧИТИ


Пошук по сайту


Календар


Погода