№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Интеллектуальная недостаточность |
1 |
Сущность нарушения |
Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов |
Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности |
2 |
Предречевое развитие |
Соответствует возрасту |
Задержка сроков гуления, лепета |
3 |
Динамика развития речи |
Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи |
•к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
•по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется |
4 |
Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей |
Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) |
Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено |
5 |
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) |
Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов |
Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении |
6 |
Запас знаний и представлений |
С трудом актуализируется в речи |
Ограничен |
7 |
Невербальное мышление |
Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) |
Нарушено вербальное мышление |
8 |
Степень обучаемости |
Высокая |
Низкая |
9 |
Критичность |
Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм |
Некритичны |