На сегодняшний день - образная, богатая определениями, дополнениями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемодорожек, мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно, но необязательно, рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехника многофункциональна.
Я разра¬ботала мнемодорожки для автоматизации звуков к чистоговоркам, скороговоркам, небольшим четверостищиям, мнемотаблицы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам,составила мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Схемы в мнемотехнике служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают формировать монологическую компетенцию, помогают детям соблюдать:
строение рассказа,
последовательность и полноту рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
В более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым.
Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя богатую лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.
В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, , что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна.
На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходим проводить речевые игры, обязательно использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивавают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
|