Ви увійшли якГость
Група "Гости"
Вітаю Вас
Гость
RSS
Вихід
 
 
Каталог статей »
Меню сайту


Вхід на сайт


Знайти:
для вчителів, педагогів, студентів [24] Різні статті [2] для батьків [22]


Порадити друзям


МИ НА Facebook


Моя кнопка



Лічильник
Яндекс.Метрика Flag Counter


Online uCoz


Головна » Статті » Консультації, статті » для батьків

Что такое дислексия?

Что такое Дислексия?

Дислексия — это расстройство, характеризующееся неспособностью быстро и правильно распознавать слова. Проблемы с чтением являются одним из симптомов данного заболевания. «Дис» означает плохой или сложный, а «лексия» — слово. Впервые данная пробелма была описана в 1896 году английским доктором Прингл Морган. Он писал о « физически развитом ярком и умном парне,, который ни в чем не уступал сверстникам. Единственной его проблемой была и остается невозможность научиться читать.»
Дислексия может проявляться у нескольких членов семьи. Это означает что существует какой-то генетический компонент который приводит к расстройству. Также заболевание различается по степени тяжести, влияя на некоторых людей гораздо сильнее чем на остальных.

Несвязные фонемы

В настоящее время известно что мозг у дислексиков «устроен» несколько по другому нежели у обычных людей, поэтому он менее эффективно обрабатывает речь. В частности у дислексиков существуют проблемы с единицами языка, которые называются фонемами. Фонемой является наименьшая единица звука используемая для построения речи. Например, слово «кот» состоит из трех фонем: к’ о т’. Согласно наиболее популярной из предложенных лингвистами версий — в русском языке существует 43 фонемы. Для большинства людей, процесс разделения слов на фонемы происходит автоматически, без сознательного мышления. Подобно тому, как мы разбиваем слова на фонемы, не думая об этом, мы также автоматически объединяем их в нашей речи: «кот» является одним слогом, но состоит из трех отдельных звуков. В возрасте от 4 до 6, большинство детей знают, что слова состоят из фонем.

Проблемы с фонемами

Поскольку дислексики не могут декодировать слова, у них возникают проблемы с доступом к информации относящейся к этому слову. Они часто путают похожие по звучанию слова. Другими словами, дислексик может определить находящийся перед ним объект, но не может подобрать правильное слово для него.

«Компенсированные» дислексики

Существует термин для дислексиков которые смогли найти способ для преодоления своей неспособности к обучению – компенсированные дислексики. Человек с дислексией может быть очень успешным, болезнь не задевает его разум. Они часто преуспевают в решении проблем, критическом мышлении, и имею большой словарный запас. Обычно они успешно охватывают «общую картину» концепции. Таким образом они часто преуспевают также и в архитектуре, проектировании, науке, искусстве и музыке.

Мозг дислексиков «выглядит» иначе

Доктор Салли Шейвиц, научный сотрудник Йельского Университета Медицины, в 1998 году показала что область в задней части мозга которая обычно активируется во время чтения и произношения слов гораздо менее активна в мозге людей страдающих от заболевания дислексии. Более того, области в передней части мозга показали больше активности в мозге больного нежели обычного читателя. Совсем недавно ученые из Университета Вашингтона показали что мозг дислексика работает в 5 раз больше чем у людей без данного заболевания. Жирар Сагмиллер в своем сайте называемом «Что такое Дислексия?», описал заболевание как «бег 100-метровки. Но в отличие от соперников – ваша полоса с препятствиями. Вы чувствуете что это несправедливо, но всеравно стараетесь бежать наравне со всеми.»

Что можно сделать

По словам доктора Шейвиц, большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Это означает что родителям необходимо работать вместе со школой для того чтобы быть уверенными в том что дети получают необходимую помощь. Начиная с 1975 года Федеральное законодательство требует предоставление специального финансирования детям-инвалидам для того чтобы они имели равные возможности с обычными детьми в системе образования.
Исследования показывают что ранние тренировки с фонемами помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.
Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова. Поэтому, таким людям гораздо труднее проходить тестирование при обучении и многие школы ввели такие форматы тестов, которые позволяют справедливо определять их знания, обеспечивая вопросы и ответы контекстом. Пример таких тестов – это эссе или устный экзамен.
Дислексики часто чувствуют себя очень уставшими поскольку чтение отбирает у них куда больше сил нежели у здоровых людей. Многие школы предоставляют им больше времени для выполнения экзаменов для получения справедливой оценки изученного.

Быстрые факты

- Дислексия – распространенное нарушение чтения, которое затрагивает около 5-20% школьников
- Департамент здравоохранения США подсчитал что около 2 миллиардов долларов тратится ежегодно на студентов которые вынуждены остаться на повторный курс обучения из-за проблем с чтением
- Дислексия – это пожизненное заболевание, которое можно лечить, но нельзя вылечить полностью
- Дислексия не связана с повреждением головного мозга, и дислексики могут научиться компенсировать свои слабости при общении
- В США пятьдесят процентов взрослых людей не умеют читать даже на уровне восьмого класса («Неграмотная Америка» Джонатана Козола)
- Дислексики могут обладать огромным талантом и могут быть очень успешными: ученые Альберт Эйнштейн и Томас Эдисон страдали этим заболеванием; спортсмены Грег Луганис и Брюс Дженнер, а также артисты Том Круз и Шер обладали дислексией.

Данная статья является переводом научной работы расположенной по адресу http://faculty.washington.edu/chudler/dyslexia.html


    Вечный вопрос: что делать?
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
 Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.
Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О” напоминает обруч, "Ж” – жука, "С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно "почувствовать” отдельные звуки (буквы).
 Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.
Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru



Категорія: для батьків | Додав: inecca (29.08.2013)
Переглядів: 2104 | Теги: дислексия | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar
РЕКЛАМА
Від Вас - матеріал,фотографії,побажання кольорів.
Від мене - якісний, яскравий матеріал у форматі Microsoft PowerPoint або mp4.


Сертифікат
Вартість сертифікату 20 грн.


Пошук за тегами
мовленнєвий розвиток агресивна дитина гіперактивна дитина поради батькам логопедичне заняття Диференціація С-Ш Ігри з буквами Логопедичний масаж практичний посібник Документація вчителя-логопеда бінарні заняття Професії в картинках Алалія Алалия алалія моторна Логічні ігри Навчальні посібники затримка мовного розвитку Методичні посібники Скарбничка для батьків буклети Конспекти занять для дітей Дидактичні ігри Готуємо руку до письма заняття презентації Гра Автоматизація звука Р Дислексія Посібник Мнемотаблиці Дисграфія Словесні ігри Зондовий масаж Автоматизація звука С Диференціація звуків С-Ш Абетка у віршах Автоматизація сонорних звуків алфавит Логопедичний зошит граматика ікт види переказу графічні символи буклет виховні заходи логопедична гра дидактична гра Мнемотехника відео артикуляції звуків Використання сенкану атестація педагогічних працівників графо-моторні навички логопедичні схеми-завдання Диференціація звуків р-л автоматизація звука Л граматичні категорії Автоматизація звука З автоматизація звука Ш Голосні звуки Автоматизація звуків Автоматизація звука Ж звуковий аналіз слова Автоматизація Ш диктанти Конспект заняття Антистрес звязне мовлення Конспекти занятть для дітей ігри з голосними буквами голосні букви букви й-ї вірші для масажу Су-Джок абетка-розмальовка гімнастика для очей відео-гра відеогра ЗНМ індивідуальна робота звуконаслідування аутизм Буквар викликаємо голосні звуки викликаємо звуки Оптична дисграфія інклюзія Автоматизація Р автоматизація Р -ДР-ТР- Автоматизація звука Ч ІРЦ Пори року Графомоторні навички букви и-е міжпівкульна взаємодія інклюзія в дитячому садочку біоенергопластика Презентація воркшоп свистячі звуки Артикуляційна гімнастика


Друзі сайту
Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Школьный дворик Рудаковой Лидии
Сходинки до вершин знань
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Сайт 2-Б
Спільнота освітян УМІТИ ВЧИТИ


Пошук по сайту


Календар


Погода